История города Долгопрудного
Город вырос из поселка, возникшего в 1931 г. у железнодорожной платформы Долгопрудная. Она была построена возле усадьбы совхоза «Долгие пруды», стоявшей у водоема, образованного притоком Клязьмы р. Мерянкой. На западном берегу этой речки до наших дней сохранился один из двух невысоких курганов XII в., свидетельствующих о давнем заселении этой местности.
Со второй половины XVI в. известно с. Гнилуши. В письменных источниках оно значится под 1573 г. как Стербеево на р. Гнилуше (у пруда) с деревянной церковью. В 1678 г. в селе находились дворы попа, вотчинников (семь семей деловых людей) и 11 дворов крестьян (в них 52 человека). В 1774 г. была поставлена новая, деревянная же, церковь, сохранившаяся до настоящего времени. Она является хранителем местной архитектурной традиции, восходящей к древнейшему и широко распространенному на Руси типу «клетского» храма.
В 1617 г. впервые упоминается д. Котово (Курлыково на р. Клязьме) с 11 крестьянскими и бобыльскими дворами. В 1684 г. при князе И.Б.Репнине построили здесь кирпичную Спасскую церковь и деревня стала селом с двойным названием Спасское-Котово. В ней насчитывалось в это время 20 крестьянских дворов. В документе зафиксировано состояние их: четыре лучших, шесть средних и десять бобыльских, т. е. бедных. В начале XVIII в. село было продано Г. Д. Юсупову.
С начала XVII в. известна по документам д. Виноградово (Дубровка тож) на Долгом пруде. Ей владел Гаврила Григорьевич Пушкин, далекий предок великого русского поэта. А.С.Пушкин вывел его в «Борисе Годунове». После смерти Г.Г.Пушкина владельцами деревни стали его сыновья Григорий и Степан. При них в 1650 г. здесь была построена деревянная Владимирская церковь и деревня стала селом. Сын Степана боярин Матвей был сослан, а его сын Федор повешен как противник Петра I. По этому поводу А.С.Пушкин в стихотворении «Моя родословная» писал:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Виноградово и все состояние Матвея и Федора Пушкиных досталось дальним родственникам-Ивану и Петру Пушкиным. В 1696 г. (предположительно) в Виноградове была построена каменная церковь. В селе находились дворы вотчинников и скотный (в них 19 человек) и восемь крестьянских (29 человек). Между селом и прудом пролегал тележный тракт Москва-Дмитров. По указу Петра I в 1702 г. по нему было организовано почтовое сообщение для срочной доставки почты из Москвы в северные районы. В 1729 г. И. Пушкин продал Виноградово сподвижнику Петра I князю В.В.Долгорукову. Потомок Д.М.Пожарского В.В.Долгоруков был крупным военным деятелем. В Полтавской битве командовал конницей. Через год имение купила княжна М.Ф.Вяземская, наследники которой в 1758 г. продали его А.И.Глебову. Тогда в имении было 20 четвертей земли и проживало 75 крестьян (из них 56 мужчин). А.И.Глебов - мрачная фигура в русской истории. Даже Екатерина II называла его плутом и мошенником. Восемь лет он был под следствием за хищения и все же произведен в генерал-аншефы. Недобрую память Глебов оставил о себе и тем, что был в числе судивших Е.Пугачева и подписывавших его смертный приговор. Во владении Глебова находилось около 3 тыс. крепостных крестьян. После его кончины имение попало под секвестр (запрет на пользование). В 60-70-х гг. XVIII в. создается усадьба Виноградово и ее архитектурный ансамбль. На левом берегу пруда выстроили дом в классическом стиле и разбили регулярный парк. Напротив дома, справа от пруда и Дмитровской дороги, в 1772-1777 гг. поставили новую Владимирскую церковь (вместо храма конца XVII-начала XVIII в.) -выдающееся произведение раннего классицизма. Предполагаемые авторы проекта - В.Баженов или М.Казаков. Внешнюю и внутреннюю отделку здания осуществляли крепостные мастера: маляр Андрей Ларионов, живописец Г.А.Доматырев и «золотарь» А.Д.Казанцев. В 1790 г. Виноградово (по завещанию Глебова на имя приемной дочери) перешло к Е. И. Бенкендорф, жене суворовского полковника. Живя летом в Виноградове, Бенкендорфы принимали много гостей. У них бывали Анненковы, Веневитиновы, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищевы, Херасковы и другие. В 1803-1804 гг. в Виноградове жил И.А.Крылов. В период Отечественной войны 1812 г. жители с. Виноградова, как и население соседних деревень и сел Грибки, Грезново, Хлебниково, служили в московском ополчении и вели боевые действия на дороге Москва-Дмитров, преграждая путь наполеоновской армии к Москве. В самом Виноградове располагались французы, которые нанесли огромный ущерб усадьбе и хозяйствам крестьян. Пореформенные годы мало изменили эти места. Лишь в 1870 г. дмитровский «тележник» был покрыт булыжником. В километре от Виноградова прошла ветка железной дороги на Савелово (1900-1902). Многие крестьяне из близлежащей округи стали работать в Москве, Мытищах и других ближайших городах и промышленных селах. На берегах Долгих прудов стали появляться дачи. С 1885 по 1911 г. усадьбой Виноградово владел московский купец Бучумов. Он сдавал крестьянам в аренду леса, луга и поля на кабальных условиях. В 1905 г., 11 октября, крестьяне сожгли имение ненавистного хозяина. Последней владелицей Виноградова была помещица Э.М.Банза, которая в 1911 г. реконструировала имение в стиле неоклассицизма (дачи тогда же были снесены). После Октябрьской революции имение Виноградово было национализировано, здесь был создан совхоз «Долгие пруды». В 1921 г. на базе совхоза «Долгие пруды» началось строительство производственных и жилых зданий для Долгопрудненского опытного поля (ДОП), организованного Научным институтом удобрений (НИУ). В 1937 г. оно было реорганизовано и стало Долгопрудненской агрохимической опытной станцией (ДАОС). С 1948 г. ДАОС стала называться именем известного советского агрохимика Д.Н.Прянишникова. В мае 1931 г. на участке земли западнее платформы Долгопрудная началось строительство первой в Советском Союзе опытной дирижаблестроительной верфи, газового завода и других зданий и сооружений для эксплуатации дирижаблей. В дальнейшем это строительство называлось научно - исследовательским комбинатом «Дирижаблестрой». Весь советский народ принимал участие в создании первых советских дирижаблей: в 1930-1931 гг. населением было собрано 25 млн. руб. в фонд дирижаблестроения. Первый построенный здесь дирижабль участвовал 7 ноября 1932 г. в воздушной демонстрации на Красной площади, совершил и опытно-агитационные полеты по различным маршрутам. В 1936 г. страна получила от «Дирижаблестроя» дирижабль «СССР В-8». В 1936-1938 гг. на нем было совершено много беспосадочных полетов по маршрутам Москва-Ленинград, Москва-Горький, Москва-Воронеж и др. В 1937 г. дирижабль «СССР В-6», построенный там же, совершил с 29 сентября по 4 октября беспосадочный полет по кольцевому маршруту Москва - Новгород - Белозерск - Горький - Ростов - Брянск - Курск - Воронеж - Пенза - Москва (130 час. 27 мин.). Это был мировой рекорд. Одновременно с производственными зданиями и сооружениями у платформы Долгопрудная началось жилищное строительство, положившее начало формированию поселка. Первоначально строились бараки и двухэтажные стандартные дома. Затем появились первая школа и первый магазин. Весной 1932 г. открылся первый фельдшерский пункт, в следующем году и еще через год-первая амбулатория, зубоврачебный кабинет, аптека, детская консультация, поселковая поликлиника, рентгеновский кабинет. В 1936 г. была выстроена больница в Лихачеве-она положила начало стационарной медицинской помощи. В июле 1935 г. населенный пункт у платформы Долгопрудная был отнесен к категории рабочих поселков. Ему было присвоено наименование Дирижаблестрой. В поселке был избран первый поселковый Совет с административным подчинением Коммунистическому району (районный центр Хлебниково). Первым председателем поссовета избрали рабочего Г.3.Гладкова. В поселке началось строительство многоэтажных кирпичных благоустроенных жилых домов и зданий культурно-бытового назначения, протянулись первые линии водопровода и канализации. В 1937 г. дети поселка получили первое кирпичное здание школы (сейчас это школа N 5); в 1938 г. открылась еще одна кирпичная школа в дачном поселке Шереметьевский (с 1973 г.-поселок городского типа). В августе 1938 г. в связи с прекращением строительства дирижаблей и реорганизацией «Дирижаблестроя» рабочий поселок Дирижаблестрой был переименован в пос. Долгопрудный. От Дирижаблестроя поселок получил в «наследство» созданный для обеспечения дирижаблей водородом и пущенный в эксплуатацию в сентябре 1937 г. газовый завод. К этому времени невдалеке от Долгопрудного уже работали два предприятия, вызванные к жизни нуждами построенного в 1937 г. канала Москва - Волга (ныне канал им. Москвы). На треугольном мысу между руслом канала и Клязьмой в лесистой местности начали строить гранитный завод. 17 апреля 1937 г., в день, когда волжская вода заполнила канал, завод вступил в строй; он должен был изготовлять облицовочный материал из гранита, мрамора и известняка для набережных, шлюзов и других сооружений канала (ныне это Московский камнеобрабатывающий комбинат - МКК). 1 мая 1937 г. первые речные суда подошли к причалу Северного речного вокзала. Создание флота потребовало обеспечения его судоремонтной базой. На месте прежней железнодорожной станции Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (теперь это Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод (ХМСЗ). Эти три предприятия, возникшие в одном году, послужили для Долгопрудного в дальнейшем городообразующей базой. Камнеобрабатывающий комбинат начал строить свой пос. Гранитный (сейчас западная часть города); в пос. Долгопрудном велось интенсивное жилищное строительство, улучшалось благоустройство, росло население. В 1939 г. в Долгопрудном насчитывалось свыше 8 тыс. жителей. Первые годы жизни камнеобрабатывающего комбината были трудными: он размещался в деревянных постройках, нуждался в мастерах, испытывал недостаток в инструментах, рабочие жили в бараках. Тем не менее заказы тех лет для московского метро, для мостовых и набережных Москвы, советских павильонов на выставках в Париже и Нью-Йорке были успешно выполнены (сырье поступало с Урала, Кавказа и из Сибири). Постепенно на завод стали прибывать специалисты, начали сооружать новые цехи с применением металлоконструкций. Много сил и энергии отдали предприятию первые работники завода. В январе 1938 г. с Урала приехал специалист по камнеобработке А.Е.Мясников (после возвращения с фронта он становится в 1947 г. главным инженером завода и остается на этой должности до 1968 г.). Ветеран завода Н.И.Афанасьев, лауреат Государственной премии, участвовал в сооружении первых цехов в 1936 г. Ветеран завода С.П.Николаевских начал работу в 1938 г. (участвовал в Великой Отечественной войне, был начальником абразивного цеха-коллектива коммунистического труда, технологом). В те годы в социалистическом соревновании шла первой бригада Ф.Ф.Рязанцева (также участник Великой Отечественной войны, получивший на фронте инвалидность, он вернулся на завод и руководил шлифовальным цехом). Организатором и первым директором Хлебниковских судоремонтных мастерских был А.И.Шемагин, впоследствии долгое время работавший начальником Московского речного пароходства. Его именем назван пассажирский теплоход Московского речного пароходства. С включением плавсостава в число работников мастерских там сложился крепкий коллектив, который внедрил новые методы эксплуатации и ремонта дизелей, нашедшие поддержку во всей системе Министерства речного флота. Важным фактом в развитии экономики будущего.города в предвоенные годы явилось завершение в основном реконструкции Дмитровского шоссе (она велась с 1930 г.): полотно дороги расширили, заасфальтировали, на обочинах посадили деревья, декоративные кустарники. Дмитровский «тележник» стал современной автодорогой, которая соединила Москву со многими городами. С началом Великой Отечественной войны все предприятия Долгопрудного стали работать на оборону. Камнеобрабатывающий комбинат, на котором женщины заменили ушедших на фронт мужчин, поставлял гранитные плиты для сооружения в Подмосковье дотов. Судоремонтные мастерские осенью 1941 г. были эвакуированы в Пермь, где на судоремонтном заводе выполняли заказы фронта. В 1943 г. мастерские возвратились в Подмосковье и продолжали работать для фронта. В рекордно короткий срок здесь построили на базе старого корпуса судно «Московский комсомолец», оно участвовало в боях в составе Волжской военной флотилии под Сталинградом и в боях под Ленинградом в составе Ладожской военной флотилии. В 1943 г. для подготовки кадров при мастерских было создано ремесленное училище N 23. В первые дни войны из добровольцев Долгопрудного и всего Краснополянского района (в который входил тогда поселок) был создан истребительный батальон (712 человек) в составе 4-й Московской стрелковой дивизии, принявшей боевое крещение на рубежах обороны Москвы. С 30 ноября по 8 декабря 1941 г. часть Краснополянского района подверглась временной оккупации. 5-6 декабря линия фронта проходила в 7-16 км от Долгопрудного. Партизанский отряд Краснополянского района (35 человек) выполнял боевые задания во взаимодействии с частями и штабом 531-й стрелковой дивизии в районе сел Озерецкое, Белый Раст, Мышецкое, Владычино, Пунево. 13 жителей Долгопрудного за участие в Великой Отечественной войне получили звание Героя Советского Союза. Среди них павший смертью храбрых В.В.Собин. Живут и сейчас в Долгопрудном и ведут большую политическую работу в городе М.Н.Герасимов и А.Г.Виноградов. В школе N 3 создан мемориальный музей летчика Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло. В 1930-1934 гг. Гастелло жил в дачном поселке Хлебниково. В послевоенные годы Долгопрудный развивается быстрыми темпами. В 1948 г. в 2 км от платформы Долгопрудной началось строительство Северной водопроводной станции. Возле нее возник пос. Северный с двухэтажными благоустроенными коттеджами, с улицами правильной планировки. Поселок занял значительную часть территории с. Виноградова, административно он подчинялся Тимирязевскому районному Совету Москвы. В 1953 г. Долгопрудный стал районным центром Краснополянского района, а в 1957 г. получил статус города районного подчинения в составе Мытищинского района. Председателем первого городского Совета был избран П.Е.Воронов. В 1959 г. в городе насчитывалось свыше 25 тыс. жителей. Жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство Долгопрудного развернулось с большим размахом. В 1960 г. началась газификация города. В 1963 г. Долгопрудный был отнесен к категории городов областного подчинения. В городскую черту были включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачево, что увеличило население. В 1970 г. в Долгопрудном насчитывалось свыше 53 тыс. жителей (рост в сравнении с 1959 г. на 210%). В 1979 г. число жителей достигло 64,6 тыс. человек. В цехах бывшего газового завода после войны приступили к организации производства органических красителей для текстильной промышленности, а с 1947 г. это предприятие начало перестраиваться на выпуск химикатов для кинофотопромышленности. К 1953 г. вступили в эксплуатацию три основных химических цеха с проектной мощностью обеспечения химикатами 12 млн. пог. м цветной кинопленки. С пуском в 1967 г. самого крупного цеха производство химикатов для цветного кино резко увеличилось. В 1977 г. химикаты завода обеспечивали выпуск 130 млн. пог. м цветной пленки. Общий объем валовой продукции в сравнении с 1953 г. увеличился к 1977 г. в 15 раз. Из маленького подсобного газового завода выросло предприятие союзного значения-Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза (ДХЗ ТОС). Завод выпускает свыше 80 наименований продукции, которую используют 600 предприятий текстильной, полиграфической, горнорудной, медицинской, металлургической и других отраслей промышленности, обеспечивает химикатами кинофотопромышленность. Работает он в тесном контакте с десятью научно-исследовательскими институтами страны, которые оказывают большую помощь в разработке и освоении новых видов продукции. Завод поставляет продукцию в шесть стран СЭВ. Камнеобрабатывающий комбинат в послевоенные годы осуществил коренную реконструкцию, были построены новые цехи, получившие современное оборудование. Комбинат становится ведущим предприятием страны по производству облицовочных и архитектурно-отделочных материалов из естественного камня. В 1949 г. первый выпуск художественно-ремесленного училища дал новые подготовленные кадры. В 1966 г. большая группа бывших выпускников училища была награждена орденами. В 50-х гг. на комбинат пришел инженер-технолог по каменному литью В.В.Чернышев. С 1932 г. он работал на Московском литейном заводе, где в то время впервые в СССР создавалось камнелитейное производство и где впервые в 1946 г. получили светлый каменный сплав в отличие от получаемого ранее сплава черного цвета (из базальта). С 1948 г. Чернышев продолжил свои работы в созданной в этом году в Москве в Лужниках мастерской новых строительных материалов. В 1955 г. мастерская переехала на территорию комбината, в 1957 г. вошла в состав комбината. В результате нескольких лет упорного труда коллектив камнелитейщиков, возглавлявшийся В. В. Чернышевым, получил дешевый светлый литой камень. Была разработана конструкция термических печей, технология литья. Новый цех светлого литого камня был построен руками самих камнелитейщиков. В 1963 г. цех достиг проектной мощности, а еще через три года проектная мощность его была перекрыта. Изделия комбината из гранита, мрамора, известняка нашли самое широкое применение по Советскому Союзу и во многих зарубежных странах. За 40 лет ни одна ведущая стройка столицы не могла обойтись без помощи рабочих комбината. В 1950-1951 гг. первые десятки тонн каменного литья были изготовлены для облицовки цокольного пояса высотного здания МГУ; белым каменным литьем были облицованы скульптуры на ризалитах МГУ. Число объектов, получивших в последние годы облицовочный и архитектурно-отделочный материал комбината, чрезвычайно велико: высотные здания, жилые комплексы на улице Горького и на Фрунзенской набережной, проспект Калинина - в Москве, метрополитены в Москве, Ленинграде и Киеве, жилые дома в Ленинграде, памятники В.И.Ленину в Шушенском, Казани, Ульяновске, Ф.Э.Дзержинскому, К.Марксу, Л.Н.Толстому, А.Н.Толстому, В.В.Маяковскому, М.Ю.Лермонтову - в Москве, Дворец съездов в Московском Кремле, здание СЭВ, драматические театры в Петрозаводске и Калуге, комплекс стадиона в Лужниках, аэропорты во Внукове, Домодедове и Шереметьеве, Музей-панорама «Бородинская битва», комплекс деталей памятника Неизвестному солдату в Москве, павильон «Космос» на ВДНХ, Дворец культуры и науки в Варшаве, цирк на Ленинских горах, новое здание МХАТ и многие, многие другие. В 1974 г. рабочие комбината принимали участие в реконструкции Красной площади и реставрации Мавзолея В.И.Ленина; они выполнили заказ «Монолит» с гарантией на 50 лет. В 1976 г. комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Поселок Гранитный растет и благоустраивается. Построены все необходимые здания: Дом культуры, магазины, детские учреждения, столовая, амбулатория, больница, баня, прачечная, почта. Судоремонтные мастерские в 1954 г. были преобразованы в завод. После еще нескольких преобразований он в 1975 г. стал именоваться Хлебниковским машиностроительным судоремонтным заводом. 65% продукции завода составляют машины для нужд речного флота (топливная аппаратура, рули для судов на подводных крыльях, электрокалориферы и т. п.). Она направляется на 409 предприятий различных отраслей народного хозяйства. За заводом закреплено 70 единиц флота для технического и хозяйственного обслуживания. С 1977 г. завод стал заниматься также судостроением. Идет расширение производственной базы завода, строятся новые производственные здания, неуклонно повышается производительность труда (за 40 лет она возросла более чем в 7 раз). В 7 раз увеличилось за это время число работающих, объем продукции вырос почти в 43 раза. В 1937 г. на заводе не было ни одного инженера, сейчас на предприятии занято 50 инженеров и 111 техников, на флоте- 14 инженеров и 227 техников. За последние 10 лет 36 работников удостоены правительственных наград, 664 человека являются ударниками коммунистического труда, 27 цехов, участков и судов стали коллективами коммунистического труда. Завод ведет большое жилищное строительство. Им построено 18 жилых домов (свыше 21 тыс. кв. м жилплощади), школа, универмаг, детские сады и ясли, комбинат бытового обслуживания. Снесено около 50 домов барачного типа. Строится стоквартирный дом, поликлиника, аптека, подъездные пути, новый мост через бывшее русло Клязьмы, поселок все более благоустраивается. Завод поддерживает дружеские связи с чехословацким заводом промышленной автоматизации (г. Печки). После войны в городе возникло еще одно предприятие - Долгопрудненский машиностроительный завод, являющийся одним из передовых предприятий этой отрасли. Большая работа проводится на заводе с молодыми рабочими, которых здесь большинство. Партийная и комсомольская организации завода возглавляют борьбу рабочих за повышение эффективности и качества производства. Партийная организация завода создала школу молодых коммунистов, в которой занимаются кандидаты и члены партии, имеющие стаж до трех лет. В 1964 г. в пос. Хлебниково (в составе пос. Шереметьевский) была построена фабрика театральных принадлежностей Всероссийского театрального общества им. А.А.Яблочкиной. Это единственное в своем роде предприятие в СССР, новая отрасль «театральной индустрии». Фабрика ежегодно изготовляет более 30 тыс. париков, 15 тыс. театральных костюмов, свыше 500 тыс. пар балетной обуви, свыше 2 млн. масок и другой театральной продукции для профессиональных и самодеятельных театров. В 1972 г. фабрика получила почетное звание предприятия высокой культуры производства и организации труда. Значительными предприятиями в городе являются также Хлебниковский кирпичный завод и горпищекомбинат. За годы девятой пятилетки объем всей промышленной продукции города увеличился на 55%, производительность труда-на 25%. 11 предприятиям присвоено звание предприятия высокой культуры производства и организации труда. В экономической структуре города значительное место занимают научно-исследовательские учреждения: Государственный научно-исследовательский центр изучения природных ресурсов (ГосНИЦИПР), филиал Научно-исследовательского института органических полупродуктов и красителей (НИИОПИК), стратосферная станция Физического института АН СССР, ДАОС, Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО). На Долгопрудненской агрохимической опытной станции (ДАОС) им. акад. Д.Н.Прянишникова исследуется эффективность минеральных удобрений, дается их первичная оценка, изучаются отдельные образцы, вырабатываются рекомендации по их производству химической промышленностью и их применению в сельском хозяйстве. Все это осуществляется как в лабораторных, так и в производственных условиях (в подшефных совхозах). Ведутся также многолетние полевые работы по азотным, фосфорным и калийным удобрениям. ЦАО (открыта в 1940 г.) - ведущее всесоюзное научно-исследовательское и научно-методическое учреждение Гидрометеослужбы, ответственное за состояние аэрологических наблюдений в стране, имеющее широкие возможности для непосредственного проведения экспериментов в атмосфере с применением самых современных средств аэрологических исследований. За последние годы создана необходимая для большой научной работы лабораторная и экспериментальная база, повысился научный потенциал ЦАО, в которой занято 15 докторов наук, 60 кандидатов наук, 300 научных сотрудников и инженеров. В 1972 г. ЦАО присвоено звание предприятия высокой культуры труда и организации производства. В Долгопрудном разместился Московский физико-технический институт. Это учебное заведение дает своим выпускникам инженерное и университетское образование. Два профессионально-технических училища (около 900 учащихся) готовят кадры рабочих для города. В 1978 г. в городе было 10 школ с числом учащихся свыше 7,5 тыс., а также две вечерние школы (1 тыс. учащихся). В них работало 352 учителя. В городе насчитывается 29 детских учреждений (в них около 4 тыс. детей). Успешно развивается в городе здравоохранение. В 1950 г. открылась больница на 100 мест. В 1963 г. жители города получили центральную городскую больницу на 350 мест, а с начала 1977 г. там было уже более 550 мест. Это многопрофильная больница со всеми диагностическими отделениями и кабинетами и с поликлиникой на 400 посещений. В городе имеются: детский ревматологический санаторий на 250 мест (расположен в бывш. усадьбе Виноградово), детский санаторий «Бирюсинка», несколько поликлиник, здравпункты на предприятиях. Число медицинских работников в 1976 г. превысило две тысячи человек (в 1965 г. их было немногим более 300 человек), в том числе более 300 врачей. На 10 тыс. населения приходится 38 врачей и 87 средних медицинских работников. К городу приписаны сельские пункты Мытищинского района на медобслуживание (общая численность населения, обслуживаемого медицинской помощью города - 75 тыс. человек). Расходы на здравоохранение и народное образование, как и бюджет города в целом, выросли за последние 10 лет более чем на 50%. Значителен вклад и в развитие культуры. В 1978 г. в Долгопрудном работали: кинотеатр, три Дома культуры, пять клубов, Дом пионеров и школьников, две музыкальные школы, 35 массовых библиотек с книжным фондом около 1,5 млн. экз. (свыше 50 тыс. читателей), городской парк культуры, шесть народных университетов (свыше 4 тыс. занимающихся), шахматный клуб. И хотя близость к Москве позволяет жителям города пользоваться культурными благами столицы, организация культурной работы в самом Долгопрудном позволяет удовлетворять самые различные духовные интересы. Здесь создано свыше 30 клубов по интересам и любительских студий, объединяющих около 4,5 тыс. человек, свыше 100 коллективов художественной самодеятельности, в которых участвует около 3 тыс. человек. В 1977 г. для жителей города было организовано свыше 2 тыс. различных культурных мероприятий (спектакли, концерты, тематические вечера, устные журналы, лекции,доклады). В городе построен стадион, несколько лодочных станций, детская спортивная школа. Ежегодно улучшается постановка бытового обслуживания горожан. В 1978 г. в Долгопрудном работало 49 предприятий бытового обслуживания (2,2 млн. руб.-объем услуг), 22 предприятия общественного питания. Число магазинов выросло до 57. Розничный товарооборот увеличился с 23 млн. руб. в 1965 г. до 45 млн. руб. в 1978 г. Городское жилищное строительство идет очень быстрыми темпами. Жилищный фонд города в 1970 г. увеличился в сравнении с 1950 г. более чем в 7 раз; в 1976 г. в абсолютном выражении он составил около 945 тыс. кв. м. В годы девятой пятилетки был построен 41 жилой дом площадью около 300 тыс. кв. м 14. В 1977 г. жилищный фонд приблизился к 1 млн.кв.м. С 1969 г. в Долгопрудном начали строить девяти- и шестнадцатиэтажные дома, что придало ему современный вид. Все более налаженной отраслью становится коммунальное хозяйство, вложения в которое в девятой пятилетке составили более 2,5 млн. руб. В 1977 г. город получил переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за хорошее благоустройство. Из маленького поселка Долгопрудный вырос в большой благоустроенный и зеленый город площадью 2,5 тыс. га. Территория, занимаемая бывшей помещичьей усадьбой и ДАОСом, составляет зеленую зону города. Берега очищенных в 1977 г. Долгих прудов являются любимым местом отдыха горожан. В 1957 г. в городе создан музей его истории, который долгие годы бессменно возглавлял А.Ф.Ловыгин, один из старожилов Долгопрудного, ветеран партии и труда, участник революции 1905 г., Октябрьской революции и гражданской войны; в марте 1977 г. общественность чествовала юбиляра, который отметил 90-летие своего рождения и 60-летие пребывания в партии. Живущие в городе ветераны партии и труда вносят большой вклад в патриотическое воспитание молодежи. Есть имена героев, особо почитаемых городской молодежью. Это герой гражданской войны, участник штурма Зимнего дворца А.Г.Железняков (уроженец с. Федоскино Мытищинского района), памятник которому поставлен невдалеке от города на Дмитровском шоссе. И это герой космоса, Герой Советского Союза, летчик-космонавт, инженер-испытатель корабля «Союз-11» В.И.Пацаев, который с 1958 г. по 1967 г. жил в Долгопрудном на Первомайской ул., д. 21. Городу подчинен пос. Шереметьевский с населением 8,5 тыс.человек. Долгопрудный имеет хорошее сообщение с Москвой и по железной дороге, и автобусами по Дмитровскому и Ленинградскому шоссе. Границы города на западе и севере проходят по каналу им. Москвы, на востоке - по Долгим прудам, а на юге между Долгопрудным и Москвой раскинулся Хлебниковский лесопарк. Долгопрудный - город большого своеобразия и в экономическом, и в историческом, и в природном отношениях. Его большая промышленная база, образно говоря, поставлена на службу искусству - архитектуре, театру, цветному кинематографу и даже романтике (это он снабжает подводными крыльями речные суда). Город науки, он дает «путевку в жизнь» минеральным удобрениям, обеспечивающим обилие хлеба, он исследует атмосферу и стратосферу, природные ресурсы страны и органические красители. Он привлекает своим историческим прошлым, которое представлено здесь весьма интересным и хорошо сохранившимся историко-архитектурным и природным комплексом: красивая усадьба, владение предков А.С.Пушкина, где бывал столь знакомый и любимый с детства баснописец И.А.Крылов, пруды с поэтичным названием и богатой зеленью. Находясь в непосредственной близости от Москвы (в 700 м от кольцевой автострады), он привлекает отдыхающих разнообразием и богатством природы, сочетанием окружающих его лесных и водных просторов. Перспективный план города предусматривает его дальнейшее благоустройство, снос ветхого жилищного фонда, строительство новых многоэтажных современных зданий, увеличение жилой площади на душу населения, строительство кинотеатра, городского Дома культуры, второго городского парка культуры, открытие еще одной музыкальной школы, спортивных залов, рост числа библиотек, университетов культуры, лекториев, медицинских и детских учреждений, магазинов и предприятий общественного питания, увеличение товарооборота розничной торговли и объема бытовых услуг населению, строительство АТС на 20 тыс. номеров. Все это сделает Долгопрудный еще более удобным и приятным для жизни городом.
"Города Подмосковья" - 1979
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Виноградово и все состояние Матвея и Федора Пушкиных досталось дальним родственникам-Ивану и Петру Пушкиным. В 1696 г. (предположительно) в Виноградове была построена каменная церковь. В селе находились дворы вотчинников и скотный (в них 19 человек) и восемь крестьянских (29 человек). Между селом и прудом пролегал тележный тракт Москва-Дмитров. По указу Петра I в 1702 г. по нему было организовано почтовое сообщение для срочной доставки почты из Москвы в северные районы. В 1729 г. И. Пушкин продал Виноградово сподвижнику Петра I князю В.В.Долгорукову. Потомок Д.М.Пожарского В.В.Долгоруков был крупным военным деятелем. В Полтавской битве командовал конницей. Через год имение купила княжна М.Ф.Вяземская, наследники которой в 1758 г. продали его А.И.Глебову. Тогда в имении было 20 четвертей земли и проживало 75 крестьян (из них 56 мужчин). А.И.Глебов - мрачная фигура в русской истории. Даже Екатерина II называла его плутом и мошенником. Восемь лет он был под следствием за хищения и все же произведен в генерал-аншефы. Недобрую память Глебов оставил о себе и тем, что был в числе судивших Е.Пугачева и подписывавших его смертный приговор. Во владении Глебова находилось около 3 тыс. крепостных крестьян. После его кончины имение попало под секвестр (запрет на пользование). В 60-70-х гг. XVIII в. создается усадьба Виноградово и ее архитектурный ансамбль. На левом берегу пруда выстроили дом в классическом стиле и разбили регулярный парк. Напротив дома, справа от пруда и Дмитровской дороги, в 1772-1777 гг. поставили новую Владимирскую церковь (вместо храма конца XVII-начала XVIII в.) -выдающееся произведение раннего классицизма. Предполагаемые авторы проекта - В.Баженов или М.Казаков. Внешнюю и внутреннюю отделку здания осуществляли крепостные мастера: маляр Андрей Ларионов, живописец Г.А.Доматырев и «золотарь» А.Д.Казанцев. В 1790 г. Виноградово (по завещанию Глебова на имя приемной дочери) перешло к Е. И. Бенкендорф, жене суворовского полковника. Живя летом в Виноградове, Бенкендорфы принимали много гостей. У них бывали Анненковы, Веневитиновы, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищевы, Херасковы и другие. В 1803-1804 гг. в Виноградове жил И.А.Крылов. В период Отечественной войны 1812 г. жители с. Виноградова, как и население соседних деревень и сел Грибки, Грезново, Хлебниково, служили в московском ополчении и вели боевые действия на дороге Москва-Дмитров, преграждая путь наполеоновской армии к Москве. В самом Виноградове располагались французы, которые нанесли огромный ущерб усадьбе и хозяйствам крестьян. Пореформенные годы мало изменили эти места. Лишь в 1870 г. дмитровский «тележник» был покрыт булыжником. В километре от Виноградова прошла ветка железной дороги на Савелово (1900-1902). Многие крестьяне из близлежащей округи стали работать в Москве, Мытищах и других ближайших городах и промышленных селах. На берегах Долгих прудов стали появляться дачи. С 1885 по 1911 г. усадьбой Виноградово владел московский купец Бучумов. Он сдавал крестьянам в аренду леса, луга и поля на кабальных условиях. В 1905 г., 11 октября, крестьяне сожгли имение ненавистного хозяина. Последней владелицей Виноградова была помещица Э.М.Банза, которая в 1911 г. реконструировала имение в стиле неоклассицизма (дачи тогда же были снесены). После Октябрьской революции имение Виноградово было национализировано, здесь был создан совхоз «Долгие пруды». В 1921 г. на базе совхоза «Долгие пруды» началось строительство производственных и жилых зданий для Долгопрудненского опытного поля (ДОП), организованного Научным институтом удобрений (НИУ). В 1937 г. оно было реорганизовано и стало Долгопрудненской агрохимической опытной станцией (ДАОС). С 1948 г. ДАОС стала называться именем известного советского агрохимика Д.Н.Прянишникова. В мае 1931 г. на участке земли западнее платформы Долгопрудная началось строительство первой в Советском Союзе опытной дирижаблестроительной верфи, газового завода и других зданий и сооружений для эксплуатации дирижаблей. В дальнейшем это строительство называлось научно - исследовательским комбинатом «Дирижаблестрой». Весь советский народ принимал участие в создании первых советских дирижаблей: в 1930-1931 гг. населением было собрано 25 млн. руб. в фонд дирижаблестроения. Первый построенный здесь дирижабль участвовал 7 ноября 1932 г. в воздушной демонстрации на Красной площади, совершил и опытно-агитационные полеты по различным маршрутам. В 1936 г. страна получила от «Дирижаблестроя» дирижабль «СССР В-8». В 1936-1938 гг. на нем было совершено много беспосадочных полетов по маршрутам Москва-Ленинград, Москва-Горький, Москва-Воронеж и др. В 1937 г. дирижабль «СССР В-6», построенный там же, совершил с 29 сентября по 4 октября беспосадочный полет по кольцевому маршруту Москва - Новгород - Белозерск - Горький - Ростов - Брянск - Курск - Воронеж - Пенза - Москва (130 час. 27 мин.). Это был мировой рекорд. Одновременно с производственными зданиями и сооружениями у платформы Долгопрудная началось жилищное строительство, положившее начало формированию поселка. Первоначально строились бараки и двухэтажные стандартные дома. Затем появились первая школа и первый магазин. Весной 1932 г. открылся первый фельдшерский пункт, в следующем году и еще через год-первая амбулатория, зубоврачебный кабинет, аптека, детская консультация, поселковая поликлиника, рентгеновский кабинет. В 1936 г. была выстроена больница в Лихачеве-она положила начало стационарной медицинской помощи. В июле 1935 г. населенный пункт у платформы Долгопрудная был отнесен к категории рабочих поселков. Ему было присвоено наименование Дирижаблестрой. В поселке был избран первый поселковый Совет с административным подчинением Коммунистическому району (районный центр Хлебниково). Первым председателем поссовета избрали рабочего Г.3.Гладкова. В поселке началось строительство многоэтажных кирпичных благоустроенных жилых домов и зданий культурно-бытового назначения, протянулись первые линии водопровода и канализации. В 1937 г. дети поселка получили первое кирпичное здание школы (сейчас это школа N 5); в 1938 г. открылась еще одна кирпичная школа в дачном поселке Шереметьевский (с 1973 г.-поселок городского типа). В августе 1938 г. в связи с прекращением строительства дирижаблей и реорганизацией «Дирижаблестроя» рабочий поселок Дирижаблестрой был переименован в пос. Долгопрудный. От Дирижаблестроя поселок получил в «наследство» созданный для обеспечения дирижаблей водородом и пущенный в эксплуатацию в сентябре 1937 г. газовый завод. К этому времени невдалеке от Долгопрудного уже работали два предприятия, вызванные к жизни нуждами построенного в 1937 г. канала Москва - Волга (ныне канал им. Москвы). На треугольном мысу между руслом канала и Клязьмой в лесистой местности начали строить гранитный завод. 17 апреля 1937 г., в день, когда волжская вода заполнила канал, завод вступил в строй; он должен был изготовлять облицовочный материал из гранита, мрамора и известняка для набережных, шлюзов и других сооружений канала (ныне это Московский камнеобрабатывающий комбинат - МКК). 1 мая 1937 г. первые речные суда подошли к причалу Северного речного вокзала. Создание флота потребовало обеспечения его судоремонтной базой. На месте прежней железнодорожной станции Хлебниково были созданы Хлебниковские судоремонтные мастерские (теперь это Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод (ХМСЗ). Эти три предприятия, возникшие в одном году, послужили для Долгопрудного в дальнейшем городообразующей базой. Камнеобрабатывающий комбинат начал строить свой пос. Гранитный (сейчас западная часть города); в пос. Долгопрудном велось интенсивное жилищное строительство, улучшалось благоустройство, росло население. В 1939 г. в Долгопрудном насчитывалось свыше 8 тыс. жителей. Первые годы жизни камнеобрабатывающего комбината были трудными: он размещался в деревянных постройках, нуждался в мастерах, испытывал недостаток в инструментах, рабочие жили в бараках. Тем не менее заказы тех лет для московского метро, для мостовых и набережных Москвы, советских павильонов на выставках в Париже и Нью-Йорке были успешно выполнены (сырье поступало с Урала, Кавказа и из Сибири). Постепенно на завод стали прибывать специалисты, начали сооружать новые цехи с применением металлоконструкций. Много сил и энергии отдали предприятию первые работники завода. В январе 1938 г. с Урала приехал специалист по камнеобработке А.Е.Мясников (после возвращения с фронта он становится в 1947 г. главным инженером завода и остается на этой должности до 1968 г.). Ветеран завода Н.И.Афанасьев, лауреат Государственной премии, участвовал в сооружении первых цехов в 1936 г. Ветеран завода С.П.Николаевских начал работу в 1938 г. (участвовал в Великой Отечественной войне, был начальником абразивного цеха-коллектива коммунистического труда, технологом). В те годы в социалистическом соревновании шла первой бригада Ф.Ф.Рязанцева (также участник Великой Отечественной войны, получивший на фронте инвалидность, он вернулся на завод и руководил шлифовальным цехом). Организатором и первым директором Хлебниковских судоремонтных мастерских был А.И.Шемагин, впоследствии долгое время работавший начальником Московского речного пароходства. Его именем назван пассажирский теплоход Московского речного пароходства. С включением плавсостава в число работников мастерских там сложился крепкий коллектив, который внедрил новые методы эксплуатации и ремонта дизелей, нашедшие поддержку во всей системе Министерства речного флота. Важным фактом в развитии экономики будущего.города в предвоенные годы явилось завершение в основном реконструкции Дмитровского шоссе (она велась с 1930 г.): полотно дороги расширили, заасфальтировали, на обочинах посадили деревья, декоративные кустарники. Дмитровский «тележник» стал современной автодорогой, которая соединила Москву со многими городами. С началом Великой Отечественной войны все предприятия Долгопрудного стали работать на оборону. Камнеобрабатывающий комбинат, на котором женщины заменили ушедших на фронт мужчин, поставлял гранитные плиты для сооружения в Подмосковье дотов. Судоремонтные мастерские осенью 1941 г. были эвакуированы в Пермь, где на судоремонтном заводе выполняли заказы фронта. В 1943 г. мастерские возвратились в Подмосковье и продолжали работать для фронта. В рекордно короткий срок здесь построили на базе старого корпуса судно «Московский комсомолец», оно участвовало в боях в составе Волжской военной флотилии под Сталинградом и в боях под Ленинградом в составе Ладожской военной флотилии. В 1943 г. для подготовки кадров при мастерских было создано ремесленное училище N 23. В первые дни войны из добровольцев Долгопрудного и всего Краснополянского района (в который входил тогда поселок) был создан истребительный батальон (712 человек) в составе 4-й Московской стрелковой дивизии, принявшей боевое крещение на рубежах обороны Москвы. С 30 ноября по 8 декабря 1941 г. часть Краснополянского района подверглась временной оккупации. 5-6 декабря линия фронта проходила в 7-16 км от Долгопрудного. Партизанский отряд Краснополянского района (35 человек) выполнял боевые задания во взаимодействии с частями и штабом 531-й стрелковой дивизии в районе сел Озерецкое, Белый Раст, Мышецкое, Владычино, Пунево. 13 жителей Долгопрудного за участие в Великой Отечественной войне получили звание Героя Советского Союза. Среди них павший смертью храбрых В.В.Собин. Живут и сейчас в Долгопрудном и ведут большую политическую работу в городе М.Н.Герасимов и А.Г.Виноградов. В школе N 3 создан мемориальный музей летчика Героя Советского Союза Н.Ф.Гастелло. В 1930-1934 гг. Гастелло жил в дачном поселке Хлебниково. В послевоенные годы Долгопрудный развивается быстрыми темпами. В 1948 г. в 2 км от платформы Долгопрудной началось строительство Северной водопроводной станции. Возле нее возник пос. Северный с двухэтажными благоустроенными коттеджами, с улицами правильной планировки. Поселок занял значительную часть территории с. Виноградова, административно он подчинялся Тимирязевскому районному Совету Москвы. В 1953 г. Долгопрудный стал районным центром Краснополянского района, а в 1957 г. получил статус города районного подчинения в составе Мытищинского района. Председателем первого городского Совета был избран П.Е.Воронов. В 1959 г. в городе насчитывалось свыше 25 тыс. жителей. Жилищное, культурно-бытовое строительство и благоустройство Долгопрудного развернулось с большим размахом. В 1960 г. началась газификация города. В 1963 г. Долгопрудный был отнесен к категории городов областного подчинения. В городскую черту были включены деревни Гнилуши, Котово, Щапово и Лихачево, что увеличило население. В 1970 г. в Долгопрудном насчитывалось свыше 53 тыс. жителей (рост в сравнении с 1959 г. на 210%). В 1979 г. число жителей достигло 64,6 тыс. человек. В цехах бывшего газового завода после войны приступили к организации производства органических красителей для текстильной промышленности, а с 1947 г. это предприятие начало перестраиваться на выпуск химикатов для кинофотопромышленности. К 1953 г. вступили в эксплуатацию три основных химических цеха с проектной мощностью обеспечения химикатами 12 млн. пог. м цветной кинопленки. С пуском в 1967 г. самого крупного цеха производство химикатов для цветного кино резко увеличилось. В 1977 г. химикаты завода обеспечивали выпуск 130 млн. пог. м цветной пленки. Общий объем валовой продукции в сравнении с 1953 г. увеличился к 1977 г. в 15 раз. Из маленького подсобного газового завода выросло предприятие союзного значения-Долгопрудненский химический завод тонкого органического синтеза (ДХЗ ТОС). Завод выпускает свыше 80 наименований продукции, которую используют 600 предприятий текстильной, полиграфической, горнорудной, медицинской, металлургической и других отраслей промышленности, обеспечивает химикатами кинофотопромышленность. Работает он в тесном контакте с десятью научно-исследовательскими институтами страны, которые оказывают большую помощь в разработке и освоении новых видов продукции. Завод поставляет продукцию в шесть стран СЭВ. Камнеобрабатывающий комбинат в послевоенные годы осуществил коренную реконструкцию, были построены новые цехи, получившие современное оборудование. Комбинат становится ведущим предприятием страны по производству облицовочных и архитектурно-отделочных материалов из естественного камня. В 1949 г. первый выпуск художественно-ремесленного училища дал новые подготовленные кадры. В 1966 г. большая группа бывших выпускников училища была награждена орденами. В 50-х гг. на комбинат пришел инженер-технолог по каменному литью В.В.Чернышев. С 1932 г. он работал на Московском литейном заводе, где в то время впервые в СССР создавалось камнелитейное производство и где впервые в 1946 г. получили светлый каменный сплав в отличие от получаемого ранее сплава черного цвета (из базальта). С 1948 г. Чернышев продолжил свои работы в созданной в этом году в Москве в Лужниках мастерской новых строительных материалов. В 1955 г. мастерская переехала на территорию комбината, в 1957 г. вошла в состав комбината. В результате нескольких лет упорного труда коллектив камнелитейщиков, возглавлявшийся В. В. Чернышевым, получил дешевый светлый литой камень. Была разработана конструкция термических печей, технология литья. Новый цех светлого литого камня был построен руками самих камнелитейщиков. В 1963 г. цех достиг проектной мощности, а еще через три года проектная мощность его была перекрыта. Изделия комбината из гранита, мрамора, известняка нашли самое широкое применение по Советскому Союзу и во многих зарубежных странах. За 40 лет ни одна ведущая стройка столицы не могла обойтись без помощи рабочих комбината. В 1950-1951 гг. первые десятки тонн каменного литья были изготовлены для облицовки цокольного пояса высотного здания МГУ; белым каменным литьем были облицованы скульптуры на ризалитах МГУ. Число объектов, получивших в последние годы облицовочный и архитектурно-отделочный материал комбината, чрезвычайно велико: высотные здания, жилые комплексы на улице Горького и на Фрунзенской набережной, проспект Калинина - в Москве, метрополитены в Москве, Ленинграде и Киеве, жилые дома в Ленинграде, памятники В.И.Ленину в Шушенском, Казани, Ульяновске, Ф.Э.Дзержинскому, К.Марксу, Л.Н.Толстому, А.Н.Толстому, В.В.Маяковскому, М.Ю.Лермонтову - в Москве, Дворец съездов в Московском Кремле, здание СЭВ, драматические театры в Петрозаводске и Калуге, комплекс стадиона в Лужниках, аэропорты во Внукове, Домодедове и Шереметьеве, Музей-панорама «Бородинская битва», комплекс деталей памятника Неизвестному солдату в Москве, павильон «Космос» на ВДНХ, Дворец культуры и науки в Варшаве, цирк на Ленинских горах, новое здание МХАТ и многие, многие другие. В 1974 г. рабочие комбината принимали участие в реконструкции Красной площади и реставрации Мавзолея В.И.Ленина; они выполнили заказ «Монолит» с гарантией на 50 лет. В 1976 г. комбинат был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Поселок Гранитный растет и благоустраивается. Построены все необходимые здания: Дом культуры, магазины, детские учреждения, столовая, амбулатория, больница, баня, прачечная, почта. Судоремонтные мастерские в 1954 г. были преобразованы в завод. После еще нескольких преобразований он в 1975 г. стал именоваться Хлебниковским машиностроительным судоремонтным заводом. 65% продукции завода составляют машины для нужд речного флота (топливная аппаратура, рули для судов на подводных крыльях, электрокалориферы и т. п.). Она направляется на 409 предприятий различных отраслей народного хозяйства. За заводом закреплено 70 единиц флота для технического и хозяйственного обслуживания. С 1977 г. завод стал заниматься также судостроением. Идет расширение производственной базы завода, строятся новые производственные здания, неуклонно повышается производительность труда (за 40 лет она возросла более чем в 7 раз). В 7 раз увеличилось за это время число работающих, объем продукции вырос почти в 43 раза. В 1937 г. на заводе не было ни одного инженера, сейчас на предприятии занято 50 инженеров и 111 техников, на флоте- 14 инженеров и 227 техников. За последние 10 лет 36 работников удостоены правительственных наград, 664 человека являются ударниками коммунистического труда, 27 цехов, участков и судов стали коллективами коммунистического труда. Завод ведет большое жилищное строительство. Им построено 18 жилых домов (свыше 21 тыс. кв. м жилплощади), школа, универмаг, детские сады и ясли, комбинат бытового обслуживания. Снесено около 50 домов барачного типа. Строится стоквартирный дом, поликлиника, аптека, подъездные пути, новый мост через бывшее русло Клязьмы, поселок все более благоустраивается. Завод поддерживает дружеские связи с чехословацким заводом промышленной автоматизации (г. Печки). После войны в городе возникло еще одно предприятие - Долгопрудненский машиностроительный завод, являющийся одним из передовых предприятий этой отрасли. Большая работа проводится на заводе с молодыми рабочими, которых здесь большинство. Партийная и комсомольская организации завода возглавляют борьбу рабочих за повышение эффективности и качества производства. Партийная организация завода создала школу молодых коммунистов, в которой занимаются кандидаты и члены партии, имеющие стаж до трех лет. В 1964 г. в пос. Хлебниково (в составе пос. Шереметьевский) была построена фабрика театральных принадлежностей Всероссийского театрального общества им. А.А.Яблочкиной. Это единственное в своем роде предприятие в СССР, новая отрасль «театральной индустрии». Фабрика ежегодно изготовляет более 30 тыс. париков, 15 тыс. театральных костюмов, свыше 500 тыс. пар балетной обуви, свыше 2 млн. масок и другой театральной продукции для профессиональных и самодеятельных театров. В 1972 г. фабрика получила почетное звание предприятия высокой культуры производства и организации труда. Значительными предприятиями в городе являются также Хлебниковский кирпичный завод и горпищекомбинат. За годы девятой пятилетки объем всей промышленной продукции города увеличился на 55%, производительность труда-на 25%. 11 предприятиям присвоено звание предприятия высокой культуры производства и организации труда. В экономической структуре города значительное место занимают научно-исследовательские учреждения: Государственный научно-исследовательский центр изучения природных ресурсов (ГосНИЦИПР), филиал Научно-исследовательского института органических полупродуктов и красителей (НИИОПИК), стратосферная станция Физического института АН СССР, ДАОС, Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО). На Долгопрудненской агрохимической опытной станции (ДАОС) им. акад. Д.Н.Прянишникова исследуется эффективность минеральных удобрений, дается их первичная оценка, изучаются отдельные образцы, вырабатываются рекомендации по их производству химической промышленностью и их применению в сельском хозяйстве. Все это осуществляется как в лабораторных, так и в производственных условиях (в подшефных совхозах). Ведутся также многолетние полевые работы по азотным, фосфорным и калийным удобрениям. ЦАО (открыта в 1940 г.) - ведущее всесоюзное научно-исследовательское и научно-методическое учреждение Гидрометеослужбы, ответственное за состояние аэрологических наблюдений в стране, имеющее широкие возможности для непосредственного проведения экспериментов в атмосфере с применением самых современных средств аэрологических исследований. За последние годы создана необходимая для большой научной работы лабораторная и экспериментальная база, повысился научный потенциал ЦАО, в которой занято 15 докторов наук, 60 кандидатов наук, 300 научных сотрудников и инженеров. В 1972 г. ЦАО присвоено звание предприятия высокой культуры труда и организации производства. В Долгопрудном разместился Московский физико-технический институт. Это учебное заведение дает своим выпускникам инженерное и университетское образование. Два профессионально-технических училища (около 900 учащихся) готовят кадры рабочих для города. В 1978 г. в городе было 10 школ с числом учащихся свыше 7,5 тыс., а также две вечерние школы (1 тыс. учащихся). В них работало 352 учителя. В городе насчитывается 29 детских учреждений (в них около 4 тыс. детей). Успешно развивается в городе здравоохранение. В 1950 г. открылась больница на 100 мест. В 1963 г. жители города получили центральную городскую больницу на 350 мест, а с начала 1977 г. там было уже более 550 мест. Это многопрофильная больница со всеми диагностическими отделениями и кабинетами и с поликлиникой на 400 посещений. В городе имеются: детский ревматологический санаторий на 250 мест (расположен в бывш. усадьбе Виноградово), детский санаторий «Бирюсинка», несколько поликлиник, здравпункты на предприятиях. Число медицинских работников в 1976 г. превысило две тысячи человек (в 1965 г. их было немногим более 300 человек), в том числе более 300 врачей. На 10 тыс. населения приходится 38 врачей и 87 средних медицинских работников. К городу приписаны сельские пункты Мытищинского района на медобслуживание (общая численность населения, обслуживаемого медицинской помощью города - 75 тыс. человек). Расходы на здравоохранение и народное образование, как и бюджет города в целом, выросли за последние 10 лет более чем на 50%. Значителен вклад и в развитие культуры. В 1978 г. в Долгопрудном работали: кинотеатр, три Дома культуры, пять клубов, Дом пионеров и школьников, две музыкальные школы, 35 массовых библиотек с книжным фондом около 1,5 млн. экз. (свыше 50 тыс. читателей), городской парк культуры, шесть народных университетов (свыше 4 тыс. занимающихся), шахматный клуб. И хотя близость к Москве позволяет жителям города пользоваться культурными благами столицы, организация культурной работы в самом Долгопрудном позволяет удовлетворять самые различные духовные интересы. Здесь создано свыше 30 клубов по интересам и любительских студий, объединяющих около 4,5 тыс. человек, свыше 100 коллективов художественной самодеятельности, в которых участвует около 3 тыс. человек. В 1977 г. для жителей города было организовано свыше 2 тыс. различных культурных мероприятий (спектакли, концерты, тематические вечера, устные журналы, лекции,доклады). В городе построен стадион, несколько лодочных станций, детская спортивная школа. Ежегодно улучшается постановка бытового обслуживания горожан. В 1978 г. в Долгопрудном работало 49 предприятий бытового обслуживания (2,2 млн. руб.-объем услуг), 22 предприятия общественного питания. Число магазинов выросло до 57. Розничный товарооборот увеличился с 23 млн. руб. в 1965 г. до 45 млн. руб. в 1978 г. Городское жилищное строительство идет очень быстрыми темпами. Жилищный фонд города в 1970 г. увеличился в сравнении с 1950 г. более чем в 7 раз; в 1976 г. в абсолютном выражении он составил около 945 тыс. кв. м. В годы девятой пятилетки был построен 41 жилой дом площадью около 300 тыс. кв. м 14. В 1977 г. жилищный фонд приблизился к 1 млн.кв.м. С 1969 г. в Долгопрудном начали строить девяти- и шестнадцатиэтажные дома, что придало ему современный вид. Все более налаженной отраслью становится коммунальное хозяйство, вложения в которое в девятой пятилетке составили более 2,5 млн. руб. В 1977 г. город получил переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР и ВЦСПС за хорошее благоустройство. Из маленького поселка Долгопрудный вырос в большой благоустроенный и зеленый город площадью 2,5 тыс. га. Территория, занимаемая бывшей помещичьей усадьбой и ДАОСом, составляет зеленую зону города. Берега очищенных в 1977 г. Долгих прудов являются любимым местом отдыха горожан. В 1957 г. в городе создан музей его истории, который долгие годы бессменно возглавлял А.Ф.Ловыгин, один из старожилов Долгопрудного, ветеран партии и труда, участник революции 1905 г., Октябрьской революции и гражданской войны; в марте 1977 г. общественность чествовала юбиляра, который отметил 90-летие своего рождения и 60-летие пребывания в партии. Живущие в городе ветераны партии и труда вносят большой вклад в патриотическое воспитание молодежи. Есть имена героев, особо почитаемых городской молодежью. Это герой гражданской войны, участник штурма Зимнего дворца А.Г.Железняков (уроженец с. Федоскино Мытищинского района), памятник которому поставлен невдалеке от города на Дмитровском шоссе. И это герой космоса, Герой Советского Союза, летчик-космонавт, инженер-испытатель корабля «Союз-11» В.И.Пацаев, который с 1958 г. по 1967 г. жил в Долгопрудном на Первомайской ул., д. 21. Городу подчинен пос. Шереметьевский с населением 8,5 тыс.человек. Долгопрудный имеет хорошее сообщение с Москвой и по железной дороге, и автобусами по Дмитровскому и Ленинградскому шоссе. Границы города на западе и севере проходят по каналу им. Москвы, на востоке - по Долгим прудам, а на юге между Долгопрудным и Москвой раскинулся Хлебниковский лесопарк. Долгопрудный - город большого своеобразия и в экономическом, и в историческом, и в природном отношениях. Его большая промышленная база, образно говоря, поставлена на службу искусству - архитектуре, театру, цветному кинематографу и даже романтике (это он снабжает подводными крыльями речные суда). Город науки, он дает «путевку в жизнь» минеральным удобрениям, обеспечивающим обилие хлеба, он исследует атмосферу и стратосферу, природные ресурсы страны и органические красители. Он привлекает своим историческим прошлым, которое представлено здесь весьма интересным и хорошо сохранившимся историко-архитектурным и природным комплексом: красивая усадьба, владение предков А.С.Пушкина, где бывал столь знакомый и любимый с детства баснописец И.А.Крылов, пруды с поэтичным названием и богатой зеленью. Находясь в непосредственной близости от Москвы (в 700 м от кольцевой автострады), он привлекает отдыхающих разнообразием и богатством природы, сочетанием окружающих его лесных и водных просторов. Перспективный план города предусматривает его дальнейшее благоустройство, снос ветхого жилищного фонда, строительство новых многоэтажных современных зданий, увеличение жилой площади на душу населения, строительство кинотеатра, городского Дома культуры, второго городского парка культуры, открытие еще одной музыкальной школы, спортивных залов, рост числа библиотек, университетов культуры, лекториев, медицинских и детских учреждений, магазинов и предприятий общественного питания, увеличение товарооборота розничной торговли и объема бытовых услуг населению, строительство АТС на 20 тыс. номеров. Все это сделает Долгопрудный еще более удобным и приятным для жизни городом.
"Города Подмосковья" - 1979